Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Нормативная правовая база аттестации:
-
трудовой кодекс РФ (статьи 196, 81);
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
-
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
-
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» будет применяться с 1 января 2017 года;
-
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
-
Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников, должностей руководителей;
-
положение о министерстве образования Красноярского края, утвержденное Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п;
-
порядок проведения аттестации руководителя краевого государственного учреждения, утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 12.07.2011 № 414-п;
-
приказ министерства образования Красноярского края об организации аттестации педагогических работников.
приказ министерства образования и науки Красноярского края от 16.04.2012 № 12-04/1 «Об утверждении административного регламента предоставления министерством образования и науки Красноярского края государственной услуги по аттестации педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края, и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края (за исключением образовательных учреждений в областях (сферах) физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения и лекарственного обеспечения) для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей)».
Главная (краевая) аттестационная комиссия министерства образования Красноярского края осуществляет аттестацию педагогических работников краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность края (за исключением образовательных организаций в областях (сферах) физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения и лекарственного обеспечения, лесных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, содействия занятости населения.
Компетенция органов исполнительной власти Красноярского края в части аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных образовательных организаций определена следующим образом:
министерство образования Красноярского края – формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность края (за исключением образовательных организаций в областях (сферах) физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения и лекарственного обеспечения, лесных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, содействия занятости населения) (Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п);
министерство спорта – аттестация педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений в области физической культуры и спорта, подведомственных Министерству, и муниципальных образовательных учреждений края в области физической культуры и спорта (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 703-п);
министерство культуры Красноярского края – аттестация педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования в области культуры, подведомственных Министерству или в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, а также муниципальных образовательных учреждений в области культуры (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 26.02.2013 № 62-п);
министерство здравоохранения Красноярского края – аттестация педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального, дополнительного профессионального образования в сферах здравоохранения и лекарственного обеспечения, подведомственных Министерству или в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, а также педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в сферах здравоохранения и лекарственного обеспечения (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 29.01.2013 № 24-п).
15.06.2014 вступил в силу приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.
Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась — 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.
Аттестация педагогов на квалификационные категории (первую или высшую) проводится по их желанию на основании заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников, подготовленные департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования
Квалификационные характеристики должностей работников образования
Дополнительное соглашение о внесении изменений в отраслевое соглашение между министерством образования и науки Красноярского края и Красноярской территориальной (краевой) организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Региональные формы и процедуры аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Региональные требования к профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации на квалификационные категории (первую и высшую) по должностям.
В 2015 году министерством образования Красноярского края организована работа по корректировке региональных требований к профессиональной деятельности педагога при аттестации на первую и высшую квалификационную категорию по должностям «учитель», «воспитатель» в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Данные региональные требования разработаны с учетом реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Письмо министерства образования Красноярского края от 15.01.2016 № 75-192 «Об апробации региональных требований к профессиональной деятельности педагога при аттестации»
Региональные требования к профессиональной деятельности по должности «Учитель» (начальные классы). Технологическая карта урока.
Региональные требования к профессиональной деятельности по должности «Воспитатель» (дошкольная образовательная организация)
Личный кабинет координатора — http://mc.pedagog.sibpay.ru;
Личный кабинет аттестуемого — http://cabinet.pedagog.sibpay.ru.
Обращаем внимание специалистов, ответственных за аттестацию педагогических работников, что прием аттестационных материалов осуществляется в автоматизированной системе аттестации «Педагог». Координацию аттестации в автоматизированной системе аттестации осуществляет КГКСУ «Центр оценки качества образования» (Ворзонина Ольга Борисовна, Распутина Екатерина Викторовна; телефон: 246-00-83, электронный адрес: tsentrotsenki@yandex.ru).
Официальный сайт краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования»: http://cok.cross-edu.ru
Формы аттестационных документов:
заявление о проведении аттестации на квалификационную категорию (первую, высшую);
типовой приказ о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности.
Презентация «Изменения в оценке профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций»
Методическое пособие «Региональная модель аттестации руководителей образовательных организаций»
Информация о проведении аттестации руководителей краевых государственных учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края.
В рамках реализации национальной системы учительского роста разработан проект новой модели аттестации учителей на основе оценки соответствия их квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования посредством использования единых федеральных оценочных материалов.
В настоящее время в 19 субъектах Российской Федерации проходит апробация новой модели аттестации. По итогам апробации будет организована корректировка новой модели аттестации в рамках введения национальной системы учительского роста.
Проект новой модели аттестации педагогических работников
Федеральная и региональная политика по формированию национальной системы учительского роста (презентация)
Изменения в аттестации учителей начальных классов и воспитателей.
- Изменения в оценке профессиональной деятельности воспитателей ДОО
- Письмо министерства образования Красноярского края от 15.01.2016 № 75-192 Об апробации региональных требований
- Региональные требования учитель (начальные классы)
- Региональные требования, воспитатель
- Рекомендации Воспитатель ДОO
- Технологическая карта урока (начальные классы)